Запчасти на УАЗ Патриот
КЛУБНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Нужна помощь НУЖЕН МОДЕРАТОР Для новеньких ПРАВИЛА Найти тему Поиск Мой флагРазмещение видео
Находясь форуме uazpatriot.ru вы безоговорочно соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением в противном случае вы должны покинуть форум. Уважаемые пользователи ресурса, использование красного цвета текста, и наиболее близких к нему, разрешено только администрации и модераторам!

14000 км и пять недель по России и Монголии. Лирика

Раздел посвящен автотуризму на УАЗ "Патриот"
Ответить
Аватара пользователя
Nativegrass
Сообщений: 10
Зарегистрирован: Пт июл 25, 2008 15:55
Откуда: Москва
Онлайн статус: Не в сети

14000 км и пять недель по России и Монголии. Лирика

Сообщение Nativegrass » Сб дек 06, 2008 22:34

Прошу простить, друзья, но времени творчески вставить фотографии и написать обстоятельно не нашлось. Золотая осень, очей очарованье, плавно, но неожиданно, перешла в период, известный россиянам под именем "конец года" . Поэтому пришлось несколько сжульничать. Методом ссылки на "правильный" отчет, постепенно проистекающий из-под пера (клавы) более добропорядочных участников экспедиции.

Часть 1 (техническая) давно лежит в разделе "Общая информация"

14 000 км и пять недель по России и Монголии

Часть 2. Отчет в лирических тонах. Иллюстрированный. Фотографиями из замечательного отчета Капитана Смоллетта см. http://sbes.narod.ru/Mong2008/Mong2008.htm и далее (открывать лучше IE. Firefox почему-то не грузит фотографии).

Итак.

«… я родину не меньше вас люблю, но вот, как говорят, не уважаю» ©


Как добраться на автомобиле от Москвы до монгольской границы?
Да обыкновенно. С вечера пятницы грузите шмурдяк (в контексте в основном не "портвуха", а "снаряга") и утречком встречаетесь в начале Владимирки. Заправились «под жвак», и спокойненько попилили против солнышка. В комфортном темпе и с соблюдением распорядка дня. Российские дороги нынче вполне оборудованы сервисами, АЗСами, гостиницами и всяко-разными кафе. Кто хочет повкуснее и подешевле – смотрит, где стоят дальнобои. Можно для справок воспользоваться СиБи каналом 15С, но не все штурмана выносят лексику.

Про российские дороги и ГАИ надоело. Все всё давно знают. Однако меня все-таки вогнал в тоску разбитый грейдер где-то между Канском и Иркутском – единственная жалкая автомобильная ниточка на Дальний Восток («…чтоб оккупант на подступах застрял»). Типа, родину стало немножко жалко…

Зато пейзажи-ландшафты… Особенно после Нижнего. Начинаешь понимать, зачем Грозному понадобилась Казань. Ну это надо лично видеть-нюхать-ощущать, а я не писатель – не выдал Бог таланту. Сами поезжайте и любуйтесь. Туда недалеко.
Урал перевалили перегоном Пермь-Екатеринбург. Этим путем подальше, но и дорога посвободнее. Далее на Тюмень и Омск. На объезде Омска попали в неслабую грозу. Аж порывом ветра сорвало с кривошипа моторчика поводок щетки стеклоочистителя на Эспаньоле. Впервые в жизни наблюдал горизонтальные разряды молний. Однако нам повезло, градобой обрушился мимо. Далее Новосибирск-Кемерово. Кемеровская область показалась относительно ухоженными улицами, прилично оборудованными (знаки, разметка) дорогами. Тамошние ГАИ не партизанили и несли службу вполне открыто. Респект. Далее Красноярск. Иркутск.
Пояснять причины объезда Казахстана надо? Сформулирую так: я туда не хочу.

В Иркутске завершены последние дела и поутру отправляемся к границе. По Саянам, Через, ясное море, Слюдянку. Омуля горячекопченого и холоднокопченого всенепременно отведали, и с собой прихватили, водички байкальской мягонькой канистрочку зачерпнули (пригодилась потом разлезающийся радиатор доливать).
Ближе к Мондам стало ясно, чья тут дорога – скотиков всякоразных. Хорошо им тут. Переночевать в Мондах можно в бывшем общежитии дальнобоев, сохранившемся от времен существования государств СССР и МНР. Говорят, первый в последней три армии держал. Это ж им, служивым, одних портянок родина тоннами посылала.
Чистоту и порядок поддерживает юная очаровательная хозяйка при поддержке деда.
С утра пораньше выдвинулись к границе. Которая по ночам на замке. Натурально, на висячем. Около 10 утра, почти не опоздавши, подъехали наши «компетентные и на то уполномоченные». Формальности заняли часа два. Наши проводили, монголы встретили. Вежливо, доброжелательно. Наши слегка досмотрели, монголы не стали. У монголов можно обменять рубли на тугрики по приемлемому курсу. Тугры понадобятся очень скоро, чтобы заплатить за въезд в национальный парк (см. Путеводитель)
И вот она, терра Монголия. Прощай родина, здравствуй Свобода! Нету здесь гаев-радаров-алкотестеров! Можно спокойно и с чувством глубокого удовлетворения «описятиться» (принять стопку-другую, если кто не в курсе терминологии) и закусить, чем Бог послал и штурман приготовил. И катить себе с Богом, помолясь, не шаря привычным взглядом по складкам местности. Дороги грунтовые, трафик отсутствует, кругом благодать немеряная. Типа, горный воздух, травяным духом напоенный, опять же – ниже километра не опускались. Весь маршрут прошел на высотах от 1 до 2.5 км.
Что касается Монголии. Существует путеводитель Ле Пти Фюте, составленный С.Волковым и относительно недавно изданный. ИМХО, весьма неплохой путеводитель. Профессионалы делали. И еще много интересного можно узнать на сайте Волкова.
А здесь – некоторые лично мои впечатления на 3-х недельном маршруте Монды – Ханх - восточный берег оз. Хубсугул – Хатгал – Мерен – Эрденет – Улаанбаатар - оз. Огий-нуур – Хархорин – оз. Цагаан нуур – оз. Хяргас нуур – Ховд – оз. Толбо нуур – Ташанта. Уж извините, чем богаты.

1. О людях Монголии, с которыми мы встречались. Можно, наверное, сказать прожили три недели. Только хорошее или очень хорошее. Комфортно я себя чувствовал среди этих людей. Пожалуй, единственный барьер – языковой. Немногие монголы могут объясниться по-русски или по-английски. А уж я по-монгольски, к стыду моему, так вообще ни в зуб… Поэтому, господа путешественники, если хотите найти гостиницу, заказать что-нибудь вкусное и прочее – не забудьте разговорник.
2. Важно. Наши монгольские друзья предупредили, что бандитов в стране нет, ездить и ночевать «в поле» можно спокойно. Только в Уланбаторе в магазинах стоит предполагать наличие карманников и не щелкать клювом.
3. Дороги Монголии. Да дороги как дороги. Только, в отличие от России, дорог много, даже очень много. Типа, выбор есть. Федеральные грейдеры в основном битые и трясучие. Поэтому в направлении этого грейдера обычно проторено еще несколько полевых дорог (иногда такое «направление» имеет ширину в несколько километров), по которым, собственно, и ездят «правильные монголы». Без напряжения можно проходить по 300-400 км за световой день. И полезна навигация, т.к. эти полевые колеи часто имеют неотличимые «отворотки» к каким-нибудь юртам «за соседней сопкой или еще подалее», и напетлять можно неслабо. Нефедеральные дороги местами посложнее. Так, на перегоне вдоль восточного берега Хубсугула, несмотря на сухой год, иногда приходилось подключать передок и даже понижайку. На перевалах в центральной части - острые камни и довольно крутые подъемы-спуски.
4. Как ездят монголы. По многочисленным дорогам, очень спокойно и неторопливо. Я, московский водитель, с большим стажем и опытом разных путешествий и экспедиций, ловил себя на том, что на пустых степных дорогах «на автопилоте» выбираю скорость, близкую к предельной для наших с автомобилем возможностей. И чтобы не особо летали непристегнутый штурман и шмурдяк. И зачем? А монголы катят себе плавненько… Шумахеров практически нет. Зато уж грузят они свои авто конкретно. Порожняка не уважают. В Уланбаторских пробках, по московским понятиям, немножко неуклюже лазят, однако, вполне нормально. Кстати, в Уланбаторе, наконец, проявилось монгольское ГАИ. Наблюдения за день катания по городу показали, что монгольская дорожная полиция, в отличие от наших гиббдонов, занимается не отловом нарушителей, а реально и даже самоотверженно (шел дождь неслабый) регулирует движение (перманентным энергичным и свистом и маханием жезлом).
5. На чем ездят монголы. Мне показалось, что, в заметной мере, на УАЗах и Крузерах. Эти две марки, видимо, считаются наиболее проходимыми и надежными. Еще Митсу Делика. Затем прочие. Похоже, предпочитают большие автомобили. Бензин дороже, чем в России, соляра заметно дороже бензина. Заправок почти достаточно.
6. Как живут, и где живут. Пожалуй, по большей части в юртах. Однако практически у каждой юрты стандартный набор – солнечная батарея, телевизионная «тарелка», автомобиль (или два), мотоцикл (или несколько). Собаки (незлые). Лошадки. Юрты обычно расположены неблизко друг от друга. Так, километров несколько. «Деревень», аналогичных российским, пожалуй почти нет. В небольших городках – деревянные и кирпичные дома и домики и, опять же юрты. Все это разгорожено сплошными заборами. Лабиринтами заборов. Жилье относительно равномерно распределено по территории, как бы даже и независимо от рельефа.
7. По всей Монголии пасутся «скотики». Термин мой. Подразумевает разновозрастных овец, коз, яков, лошадей, коров, верблюдов, кушающих травку мирно и совместно. Обычно без сопровождения ковбоев. Травка много короче свежепостриженного футбольного газона и несплошная. Кушать скотикам трудно. Скотики заметно «шерстенее» российских. Вид у них вполне счастливый и здоровый. Скотиков много, поэтому насобирать топлива (оно же «аргал», оно же «сухое говно») в безлесных местах можно повсюду.
8. Много птиц. Сидят, летают, плавают, бродят. Утки, лебеди, гуси, журавли, всяческие хищники-стервятники и пр. и пр. Выстрелов не слышал, охотников не видел.
9. Кого можно встретить на путях-дорогах. Собственно, монголов, что неудивительно. А еще – всякоразных путешественников, а может – и чудаков. Колоритным показался молодой человек на велосипеде, чисто шведской наружности, неспешно (рассказал, что вот уже 12-й месяц) продвигающийся по маршруту Стокгольм-Пекин. Через Европу, Африку, Среднюю Азию и т.д. Мы встретились на перегоне Ховд – Толбо. Швед крутил педали в сторону Уланбатора за китайской визой. Кстати, парень неплохо говорит по-русски. Молодых англичан на Фиатах-Уно мы повстречали среди саксаулов в полупустыне Центральной Монголии. Бог ведает, куда их черти несли.
10. Немножко о рыбалке (места прослеживаются по приведенному выше маршруту). Ленок, хариус, окунь, алтайский осман (султанка). Я отношу себя к рыбакам-неспортсменам. Главный принцип – ловить только столько, чтобы можно было съесть. Принцип и довольно жесткий график экспедиции не позволяли задерживаться на время сверх предусмотренного. Поэтому ничего трофейного словить не удалось, однако рыбки покушали вполне душевно. Ленка я впервые отведал. Весьма, доложу я вам… И на спиннинге подержать адреналинно, и в ухе, и в жареном виде, да под холодненькую.... В общем, типа кумжи карельской.
11. Юрта – комфортная штука. Нам довелось ночевать, и даже немножко пожить в юртах. В жаркий день прохладно, в дождливый не сыро, холодным вечером протопил (хотя бы и говном ) – и порядок. Если топить аргалом, то запах специфический, но отнюдь не противный. Горит оно жарко, но быстро прогорает.
12. Где путнику покушать/переночевать. Если в машине/палатке, то тут каждый выбирает сам. Если хочется «в дому», то гостиницу можно найти, пожалуй, в каждом заметном городке. По нашему скромному опыту, вас приветливо встретят, там будет чисто, если есть кухня, то обязательно вкусно покормят, даже специально приготовят, хоть поздним вечером, если сумеете объясниться. Для машин будет «охраняемая парковка». «Удобства», включая душ, могут оказаться вполне европейскими, но не исключено, что умываться придется из рукомойника на улице, а естественные надобности отправлять в «спецбудке с естественной вентиляцией и видом на ландшафт». Как повезет. Есть еще турбазы (юртинги), коих по факту больше, чем указано в самом последнем атласе автодорог Монголии. Цены существенно ниже российских. В самых дорогих юртингах «все включено, кухня европейская» стоит $40 с организма в сутки.
13. По поводу денег. Тугрики и еще раз тугрики. Легко и просто обменять наличные рубли в банках и по будним дням. А вот в мелких городках могут быть проблемы. В нашем случае пригодились и рубли, и доллары, и кредитные карты.
14. Водка в Монголии хорошая, купить несложно. Поэтому стратегический запас с собой можно не тащить.
15. Время для экспедиции наши опытные друзья выбрали грамотно. Монгольский маршрут проходил с 10 августа по 1 сентября. Летучих-кусючих уже мало. Тепло – лишь однажды проснулись в обледеневшей палатке. Дожди есть, но не напрягают. Не жарко. И признаков «природы увяданья» еще нет. Благодать Божия.
16. В качестве итога по «монгольскому маршруту» скажу только, что буду жив - опять поеду.

Последняя ночевка на оз. Толбо нуур, и ранним утром понедельника 1 сентября стартуем к переходу Ташанта. С погранично-таможенными формальностями проблем нет. И еще обнаруживается, что нам крепко повезло – в отличие от имеющейся в Путеводителе и в Инете информации переход работает по своим правилам - по выходным отдыхает.
Погода отменная, и удивительной красоты ландшафты Чуйского тракта напрочь глушат «тоску от родины». Дорога аккуратная, ухоженная. Ограждения, разметка, грамотно расставленные знаки позволяют вертеть головой не только штурману. Едется легко и «в охотку». Поклон тем дорожникам. Уже в потемках долетели до славного города Бийска. Затем столица Алтая Барнаул. Пришлось завернуть в город за радиатором – там магазин «Все для УАЗа». Спасибо ребятам, нашли то, что надо. Кстати, Барнаул - красивый город, и проехать пока можно.
Новосибирск-Омск. Это скучновато. Степи-болота. От Омска пошли на Курган через Ишим. Опять же, ясное дело, мимо Казахстана. Далее Челябинск-Уфа. На этом перегоне дорога дрянь, фуры ползут на перевалы, но уж хотелось полюбоваться Уральскими горами…
От Уфы на Казань и Нижний – штурман вспомнила, что уже шесть лет не ела тамошнее мороженое. Далее, как говорится, со всеми остановками…

Удачной охоты

PS Установлено органолептически, что стольный град уже на подступах смердит гуще каждого из вышеперечисленных промцентров.

Аватара пользователя
abanderas2004
Сообщений: 123
Зарегистрирован: Пн сен 10, 2007 10:11
Откуда: Нижний Новгород
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение abanderas2004 » Чт дек 18, 2008 15:39

Огромное спасибо за повествование! Все кратко и емко! :D Аж самому захотелось в путешествие.На подробностях, конечно, в данном тексте останавливаться нет нужды(Чай, не мемуары), необходимо все это прочувствовать на себе. Мне понравилось! А каков финансовый аспект данного мероприятия :oops: : сколько иметь на 14000км и 5 недель.(ну это если планировать)
Изображение

Аватара пользователя
Nativegrass
Сообщений: 10
Зарегистрирован: Пт июл 25, 2008 15:55
Откуда: Москва
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение Nativegrass » Чт дек 18, 2008 16:37

Приблизительно 95000 руб. на 2 организма и 1 автомобиль по принципу "все включено и ни в чем себе не отказывай" - заповедники, шиномонтажи, радиатор, ГСМ, водка, таможня, гостиницы, музеи, ГИБДД, рестораны и т.д. и т.п.

Аватара пользователя
abanderas2004
Сообщений: 123
Зарегистрирован: Пн сен 10, 2007 10:11
Откуда: Нижний Новгород
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение abanderas2004 » Пт дек 19, 2008 10:54

Nativegrass писал(а):Приблизительно 95000 руб. на 2 организма и 1 автомобиль по принципу "все включено и ни в чем себе не отказывай" - заповедники, шиномонтажи, радиатор, ГСМ, водка, таможня, гостиницы, музеи, ГИБДД, рестораны и т.д. и т.п.
Вполне резонно (на 5 недель и 14000км) с запчастями, водкой и прочими... экспидиционными требованиями. :D
Изображение

Ответить

Вернуться в «Путешествия и экспедиции»

Клуб УАЗ Патриот : Отказ от ответственности