Вот и исполнился машине годик. Пройдено ТО-2. Пробег на 29.06 21458 км.
В этот раз посчитаем все немного по-другому. На идею такого подсчета натолкнула статья в апрельском номере Club 4х4. Там оценивается стоимость владения Great Wall SUV G5 Safe. В качестве "итогового" параметра приведена стоимость 1 километра пробега.
1. Что считалось в статье.
Период, за который проводились подсчеты - 15 месяцев с 15.12.06 по 15.03.08.
В итоговую стоимость вошли:
а) стоимость бензина
б) стоимость ТО (работы)
в) стоимость расходников для ТО
г) стоимость ремонта.
2. Мои отличия
Мой период для оценки - 12 месяцев с 28.06.07 по 29.06.08. Поэтому для сравнения данных конкретных экземпляров автомобилей я в дальнейшем пересчитал расходы пропорционально пробегу (21458 у Патриота против 31000 у Сейфа).
Кроме того, некоторые вещи в статье настораживают. Авторы утверждают, что на ремонт они не затратили ни копейки. Все многочисленные косяки (я не буду приводить здесь их список, интересующихся отсылаю к статье) они исправляли строго по гарантии "забесплатно". Оставим это на их совести, впрочем, возможно им помогло редакционное удостоверение. Мне, таки, приходилось давать денег. То за срочность (типа, инженера по гарантии нет), то датчик прикупить.
Кстати, о запчастях.
Поскольку авторы брали машину с явной целью последующей продажи, видимо, они не заморачивались покупкой "впрок" запчастей. Ну, например, предохранителей. Лампочек. ДПКВ. И т.д. Однако предполагается, что машина не ездит все время в радиусе одного километра от гарантийного сервиса, и в мои расчеты эти затраты включены.
И еще о текущих затратах на расходники. Я не увидел в статье затрат на всякие разные жидкости, помимо расходников к ТО. Очевидно, предполагается, что в промежутке между ТО масло в двигатель не доливается (впрочем, возможно, так оно и есть, так как интервал для Сейфа составляет 5 тыс км), а также зимой в омыватель льется бесплатная вода. У меня эти затраты учтены. В том числе и то, что на конец "отчетного периода" осталось "на будущее". Это, кстати, касается и двух полных баков бензина.
В общем, в расчет не вошли только затраты на откровенный "улучшайзинг" (магнитола/рация/тонировка и т.д), а из жидкостей - то, без чего точно можно обойтись (типа силиконовых карандашей, присадок в масло и т.д).
3. Что получилось.
В общем, итоговые результаты приведены в следующей таблице. Данные в каждой строке приведены
накопленным итогом на последнее воскресенье месяца. Колонка
СтоимНаКм - суммарные расходы, деленные на пробег на указанную дату. Единица - руб/км. Для интересующихся, сколько можно съэкономить на ТО, если его делать самостоятельно, приведена колонка
СтоимНаКмБезТО. Справочно приведена колонка
ТолькоБензин , отражающая долю топлива в общих расходах.
Те же самые данные приведены на графике. Характерные всплески в августе, декабре (прошлого года) и июне обусловлены вкладом ТО в общую структуру затрат.
4. Сравниваем с китайцем!
Теперь самое интересное.
Используя данные, приведенные в статье и мои вычисления сравним стоимость одного километра пробега УАЗ Patriot и GW G5 Safe.
При этом мы учтем, что обе машины все-таки разные по своим техническим характеристикам (хотя и обе рамные), а также сделаем необходимую поправку на разное время сбора информации. Инфляция, знаете ли.
Данные приведены в следующей таблице.
Правое "ухо" таблицы - данные, приведенные в статье. Все эти цифры пропорционально приведены к пробегу Патриота и помещены в левую колонку.
Правая колонка - разница в процентах между Патриотом и Сейфом.
Верхняя часть таблицы содержит необходимую справочную информацию по техническим характеристикам.
СнарМасса и
ПолнМасса (кг) - соответственно снаряженная и полная массы автомобилей.
Грузопод. - грузоподъемность (кг), вычисленная, как разница между полной и снаряженной массой.
Объем - объем двигателя (л).
Мощность - мощность двигателя, л.с.
Средняя часть таблицы содержит интересующую нас информацию для сравнения.
Пробег - пробег автомобилей в км. Пробег Сейфа приведен к таковому у Патриота.
ТОРабота - стоимость работ по ТО (руб).
ТОМатериал - стоимость расходников для ТО. У Патриота сюда включены еще и жидкости/запчасти,
купленные "впрок".
Ремонт - стоимость платного ремонта (руб).
СтоимБенз - общие расходы на бензин (руб).
ИтогоРасх - общая сумма всех затрат (руб).
СтоимНаКм - интересующая нас стоимость
одного километра пробега.
Видим, что один километр на Патриоте обошелся на 25% дороже такового у Сейфа.
Однако, учитывая тот факт, что мощность двигателя Патриота больше, чем у "китайца" на 22% представляет интерес сравнить их экономичность в плане расхода топлива. Все данные у нас для этого есть.
Итак,
РасхБенз - общий расход бензина (л) за отчетный период.
Отсюда имеем цифры
л/100 - средний расход на 100 км пробега.
Видим, что расход на Патриоте в
литрах на 18% больше такового у Сейфа. Учитывая то, что заявленная мощность двигателя у Патриота больше на 22%, видим, что каждая лошадиная сила у Патриота в плане расхода в литрах обходится несколько
дешевле таковой у китайца. Так что затраты на бензин не объясняют полностью те самые 25% превышения стоимости километра.
Но, теперь мы вспомним о том, что сравнение проводилось в разные периоды времени. Поэтому, для того, чтобы корректно сравнивать затраты, нужно использовать некий поправочный коэффициент. Он у нас уже есть, вполне естественный, и называется
СрЦенаБенз (средняя цена на бензин, руб/л).
Эти данные приведены в
нижней части таблицы.
Видно, что из-за разных сроков сравнения затрат цена на бензин поднялась в среднем на 11%. Можно предположить, что и остальные затраты выросли в не меньшей степени.
Кроме того, мы используем величину приведенных расходов (
ПривРасх) - стоимость
одной лошадиной силы.
Видим, что за период сравнения эта стоимость составила для Патриота 873 руб/л.с. против 848 руб/л.с. у Сейфа. То есть, превышение составило 3%, что вполне может объясняться теми самыми неучтенными затратами, о которых я писал выше.
Если же вспомнить о тех самых 11% инфляции, то,
в ценах "Сейфовского" периода стоимость одной лошадиной силы Патриота обходится в 787 руб/за л.с., что на 7% меньше таковой у "китайца".
(Две самые последние строчки таблицы содержат ту же самую информацию, но в расчете на км пробега, то есть коп/л.с*км.).
5. Выводы.
А, собственно, что - выводы? Каждый сам для себя сделает.
По моему мнению, Патриот показал вполне достойный результат.
На уровне, так сказать. Или чуть выше :P