АВТО ЭКСПЕДИЦИЯ «В ГОСТИ к РЮРИКУ». /Отчет /
ДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ
РОССИЙСКИЙ ВНЕДОРОЖНЫЙ КЛУБ "УАЗ ПАТРИОТ ЛЕГЕНДА" организовал АВТО ЭКСПЕДИЦИЮ «В ГОСТИ К РЮРИКУ» (15 – 23 сентября 2012 г.).
2012 год - 1150 лет ЗАРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
В целях дальнейшей консолидации российского общества 3 марта 2011 г. Президентом Российской Федерации был издан Указ "О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности" (опубликовано 5 марта 2011 г.).
В 862 году на власть в Новгороде был призван Рюрик. Именно Рюрику посчастливилось стать родоначальником династии, правившей Русью - Россией 700 с лишним лет, и основателем государства, при всех пертурбациях, существующего и поныне. Главный источник знаний о той эпохе - "Повесть временных лет".
===========================================
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР экспедиции- Гильдия автомобильных журналистов РФ.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР экспедиции - Группа компаний "ДЕЛО". Для экспедиционной команды предоставлен походный комплект основных запчастей для УАЗ "Патриота".
http://www.deloauto.ru/
МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ (2.150 км):
МОСКВА–Великие Луки–Порхов-Псков-Изборск-Печоры-Кобылье городище-Гдов-Кингисепп- Копорье-Кронштадт-Шлиссельбург (о.Орешек)-Старая Ладога-Великий Новгород-МОСКВА.
15 сентября 2012 г. к 7:00 в 5 км от МКАД по Новорижскому шоссе (М9) собралась московская группа участников – 4 авто. В Порхове, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде присоединилось еще три Патриота. На наш старт пришло еще три клубных авто провожающих. Леша (ЧАТский) вручил участникам клубные флажки, информационный пакет маршрута и наклейки. В экспедиции нашего клуба участвовал корреспондент «Российской газеты» А.Ф.Бушев. Вместе с ним на старт прибыл и фото-корреспондент «РГ». Дружеские напутствия и съемки старта ("Российская газета" разместила информацию об экспедиции и фото):
http://www.rg.ru/2012/09/20/avtoprobeg.html
http://fotki.yandex.ru/users/chatsky/album/194659/
И мы вышли на 9-дневный маршрут. В Великих Луках, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде присоединилось еще три авто «Патриот». Экспедиция наша – это поездка вольных путешественников в режиме эконом-класса. Ночлеги в палатках на полянах, ужин у костра. Исключение – первый ночлег в мотеле (г. Порхов).
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ.
Фото летопись экспедиции.
о. Владимир:
http://fotki.yandex.ru/users/v-purin/albums/261779/
Родос-М:
http://fotki.yandex.ru/users/mihail-belogurov/albums/
1 день.
Опуская описание всей многодневной подготовки к экспедиции, в которую входили и подготовка транспорта и организация части экскурсий по городам и монастырям Псковской области.. Начнем.
И вот 11.15 утра. Мы, загрузив машину, до самого потолка вещами, экипажем в 4 человека отправились в путь. Сейчас нам предстоит доехать до города Великие Луки и встретиться, в условном месте, с другими участниками авто экспедиции. Все в приподнятом настроении, в предвкушении предстоящего путешествия. Мотор запущен, сцепление, газ, пошеееееллл!!!!! Вот, все заработало, закрутилось, завертелось и в 13.05 в паре километров от г. Великие Луки произошла наша встреча с колонной машин, двигавшаяся из Москвы на встречу «К Рюрику». После непродолжительного знакомства мы отправились в сам город на первую точку нашего следования - главную площадь города Великие Луки. Здесь нас уже поджидал корреспондент местной газеты "Новый день", который первым на Псковской земле взял интервью у руководителя экспедиции Белогурова Михаила Георгиевича (Славянин):
http://newdayplus.ru/novosti/udarim-avt ... u-19-09-20...
Затем мы посетили историческое место – земляной вал – остатки древней крепости, охранявшей юго-западные пределы древнего Новгорода. Второй точкой нашего путешествия был город Порхов. До самого города мы добирались через большие и малые веси России под моросящий дождик. В этом городе была организована экскурсия буквально вокруг (снаружи и внутри) местной крепости, основанной благоверным князем Александром Невским. Рассказывали много интересного из истории города, после чего мы отправились в мотель отдыхать и отогреваться, потому что погода нас сегодня не баловала и искать место для лагеря, а уж тем более разбивать палатки, никто не захотел, или почти никто, один экипаж все же поехал ночевать на природе.
Мы же, расположившись в нескольких номерах, отужинали сообща с впечатлениями первого дня.
2 день.
Завтрак и мы отправились в город Псков. На подъезде к городу дружно фотографировались на фоне монумента, означающего границу города. Затем отправились в исторический центр к Псковскому кремлю, где нам провели интереснейшую экскурсию. Так же, посетили другие исторические места города Пскова. Экскурсию проводил замечательнейший человек, ученый, краевед, знаток истории города, мастер своего дела – Андрей Таскаев. Если кто соберется посетить Псков и его окрестности, могу дать телефон Андрея, он проведет не забываемую экскурсию. Посетили мы главную святыню города Пскова, его символ – Свято-Троицкий Кафедральный Собор. До святой Ольги династия Рюрика не была нам родной, а совершенно чужой. Именно со святой Ольги начинается наша христианская цивилизация, именно её начинается наша национальность и наша народная слава – «Святая Русь». После Пскова мы отправились в Старый Изборск, где ознакомились с его крепостью. Трудно найти поселение более древнее и более русское, чем Старый Изборск. Тянущиеся вверх серые свечки башен, надёжно связанные воедино периметром крепостных стен из местного плитняка, лишённые вычурности купола церквей и часовенок, неприметные жилища и… неповторимая панорама Изборско-Мальской долины. По преданию, город был основан Словеном, сыном новгородского князя Гостомысла, и носил имя своего основателя – Словенск. Потом его переименовали в Изборск, в честь Избора – сына Словена. Мы увидели, что Старый Изборск ныне – это сельское поселение с крепостью в центе. Ощущение наше: даже в полуразрушенном состоянии башни и стены крепости излучают былую мощь, величие и красоту. Прошли мы и к Труворову городищу, рядом с которым древние захоронения. Считается, что под огромным крестом из известняковой плиты, покоится прах основателя, одного из трёх варяжских братьев, призванных на Русь, на княжение. Погода в это день была отличная, светило солнце. К вечеру приняли решение ставить лагерь, что и было сделано на берегу Изборского разлива, в красивейшем месте, напротив старинной крепости. Наварили картошки с тушенкой и отлично за разговорами о дне прошедшем посидели на природе. Прозрачный осенний вечер переходящий в ночь.
3 день.
Мы проснулись - завтрак, собрали палатки и помчались в Изборск на святые Словенские ключи, где из каменной скалы, высотой более 20 метров, бьют 12 больших источников и много маленьких. Попив холодной водички и набрав ее с собой в дорогу, покормили с рук лебедей на озере близ источников и отправились в г. Печоры в монастырь. Печоры, небольшой городок, на западной границе нашей Родины, началом истории которого послужил Псково-Печерский монастырь – жемчужина России. Монастырь никогда не закрывался, даже в период гонений в советскую эпоху. Там мы погуляли по монастырю, окружённому крепостной стеной, построенной во времена Ливонской войны. Этот монастырь функционирует уже более пятисот лет. Еще в этом монастыре есть удивительное место – пещеры. Это нерукотворные пещеры, их не делала рука человека. Изначально в них и был основан монастырь, когда монахи жили в самих пещерах, а дальше все развивался и развивался. Сейчас в этих пещерах хоронят монахов, т.к., в пещерах круглый год сохраняется одинаковая температура и влажность. От этих пещер и пошло название монастыря, а также и города. Следующим нашим этапом было местечко Кобылье городище. Добираться туда пришлось 30 км по ужасной грунтовой дороге, которая никогда не видела грейдеров, современных машин, выравнивающих грунт, но мы на своих «конях», все таки, добрались до него. Но, к сожалению, прибыли мы туда не полным составом. От нас отделился один экипаж. Александр Бушев со своей замечательной супругой вынуждены были закончить своё путешествие из-за неотложных дел в Великом Новгороде.
В Кобыльем городище нас встретил сам Александр Невский, большой монумент, смотрящий на Чудское озеро, как мы потом узнали, смотрит он на место, где проходило само Ледовое побоище, и следит, что бы не шли больше враги на землю нашу. Интереснейшую экскурсию в Кобыльем городище для нас провел легендарный авто путешественник, разработавший историко-познавательную Программу «АВТО ВЕЧЕ РОССИИ. Легенды Серебряного кольца Александра Невского» Александр Александрович Селезнёв, подаривший организатору нашей экспедиции М. Г. Белогурову экземпляр стартового тиража своей книги.
Также стоит там старинный храм Архангела Михаила, (1462 г.): «В память о прошлом и во имя будущего». Поклонившись святыням в этом храме, мы отправились на ночлег. Остановились лагерем на берегу красивой реки Желоча в сосновом бору. Благодатное время вечернего отдыха на природе: погода теплая, костерок, шашлычёк.
4 день.
Позавтракав, мы отправились в путь. Нас встретил город Гдов, одна из вотчин Княгини Ольги. Местный батюшка отец Александр рассказал нам о храме, городе и о самой крепости, которая была построена в 15 веке. Но до нашего времени крепость почти не сохранилась. Мы въехали в Ленинградскую область, надеясь посетить Ивангород с его знаменитой крепостью. Но, к огромному сожалению, нам не удалось это сделать, город находится в пограничной зоне, туда проехать нам не удалось. И мы отправились в Копорье. Был уже вечер и поэтому, в крепость мы отправились только на следующий день после ночной палаточной стоянки на берегу небольшого лесного озерца, которое с вечера мы приняли за речку. Погода радовала.
5 день.
Утро. Завтрак, сбор палаток. И мы у крепости Копорье. В крепости для нас провели экскурсию, мы погуляли по крепостной стене, любовались восхитительными видами, открывающимися со стен и башен, заходили в сами башни. Крепость, как и все ее сверстницы, окружена глубоким рвом. Глубина которого достигает 50 метров. По берегам рва растут деревья, наряженные сентябрьской желтой, красной, золотистой листвой, что создает пестрый ковер вокруг крепости.
Далее мы отправляемся в Кронштадт по туннелю под дном Балтийского моря. За окнами мелькают деревни и осенние пейзажи. В городе мы погуляли по главной площади, полюбовались громадиной Морского Собором Владимирской иконы Божьей Матери, который возвышается над площадью своим колоссальным размером и великолепием. На другом конце острова заехали в государственный природный заказник форт «Западный Котлин» в котором сохранился ряд фортификационных построек петровского времени. Обогнули по окружной Санкт-Петербург. Далее, нас ждал следующий легендарный город Ленинградской области Шлиссельбург. На подъезде к городу мы заночевали в палатках на лесной поляне в небольшом удалении от пристани.
6 день.
Утром, проехавшись по Шлиссельбургу, мы направились в крепость «Орешек». Находится она на острове, при истоке реки Невы из Ладожского озера и добираться до нее туда и обратно можно только на катере, другого пути нет. Это оказалась самая запущенная крепость. Здания и сооружения внутри крепости все разрушены, сохранились только многочисленные тюрьмы, вся выставочная информация касалась только революционного и военного периода, что совсем не совпадала с тематикой нашей экспедиции. Мы даже никакого сувенира или магнитика во всем городе не смогли найти. Только под городом в музее-диораме битвы на «Невском пяточке» мы смогли найти всего два магнита с изображением крепости «Орешек».
Следующей точкой нашей экспедиции была Старая Ладога. Там находится самая древняя крепость Древней Руси – «крепость духа». Осмотрев музейные экспозиции и погуляв по самой крепости, просмотрели древние экспонаты музея-заповедника «Старая Ладога», зашли в древний храм Николая Чудотворца, посетили сопки, которым уже более тысячи лет, среди которых находится курган самого Вещего Олега. А вечером к нам присоединился еще один участник экспедиции, Михаил (М. Сторк) из Санкт-Петербурга на своём Патриоте с великолепной походной палаткой на крыше.
Какое же путешествие проходит без веселых приключений? В поисках места для лагеря мы заехали в такое место, где проехать было весьма проблематично. Засев в глиняной колее, мы откапывались. И чудом смогли развернуть нашу машину и буксиром вытащить из этой грязи Жигули. Машины все перепачкали, жутко устали и проголодались. Проехали чуть дальше и свернули на небольшую поляну: отогрелись у костра, пообсуждали итоги дня и заснули.
7 день.
На утро нас ожидали новые приключения – поломка моей машины. Недалеко от Великого Новгорода, в 35км., наша машина потерпела поломку – полетел ролик натяжения ремня. Да, да, именно тот ролик, о котором так много написано на тематических форумах, и который должен быть всегда в запасе, но, которого в запасе-то и не оказалось. Два часа ремонтировали, крутили, чинили. Выручил нас Игорь, который ловко орудовал ключами, отвертками, молотками..., а еще нам помог член клуба УАЗ Патриот «Легенда» из Великого Новгорода Вячеслав (SLAFFKA). Он привез нам нужные запчасти. Также, он устроил нам все экскурсии по городу. В Великом Новгороде, отмыв машины от грязи, мы поехали знакомиться с городом. Посетили скит Рождества пресвятой Богородицы, что находиться за городом при истоке красивейшей реки Волхов из озера Ильмень. В это озеро впадает более сорока рек с женскими названиями, такими как Мста, Пола, Ловать с Полистью, Шелонь с Мшагой, Веренда и др., а вытекает только одна река с мужским названием Волхов. При весеннем половодье озеро может увеличиться площадью в четыре раза так, что монахи в скиту передвигаются на лодочках. Озеро Ильмень часто появляется в легендах, обыгрывается и в былинах о Садко, а чаще Ильмень-озеро предстает владением морского царя:
«Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера …»
Потом наш путь лежал в Свято-Юрьев монастырь, который был построен Ярославом Мудрым (Из истории мы знаем, что Ярослав Мудрый в крещении получил имя Георгий или, как его еще называют, Юрий). Также мы видели Рюриково городище, «откуда есть пошла земля русская», Детинец, Софийский собор, памятник 1000-летию России. Еще мы посетили музей народного деревянного зодчества «Витославицы». Экспонатами являются уникальные памятники: избы, церкви, часовни, построенные из дерева без единого гвоздя. Если зайти в любую из изб, можно увидеть, как жили люди Новгорода много веков назад. Ночевали мы все на хвойной поляне на песчаном берегу при истоке реки Волхов из озера Ильмень, возле стен Перынского скита. Здесь в дохристианское время находилось капище Перуна. Коллективный ужин у костра и обилие впечатлений от увиденного.
8 день.
На следующий день отправились в Новгородский Кремль, посетили археологический музей, зашли в величественный Софийский собор. А еще в эти дни в городе проходил официальный праздник в честь 1150-летия зарождения российской государственности. К празднику была открыта ярмарка народного творчества, концертно-развлекательная программа, а еще прыжки парашютистов, полеты «малой» авиации и реактивных самолетов авиационного клуба из города Вязьмы «Витязи».
После всех экскурсий и просмотра авиационного представления, пришло время прощаться с членами экспедиции. Все отправляются обратно в Москву, а нам предстоит путь домой в славный город Санкт-Петербург. Ехали домой с воспоминаниями о прошедшей поездке, с яркими эмоциями и новыми знаниями истории нашей Родины. Славянин и М. Сторк по пути в Москву заночевали в мотеле на Валдае, а Ротос-М прямиком пошёл к Москве, на дачу к друзьям с банькой. Мы уверены, это не последняя наша авто экспедиция с клубом УАЗ Патриот «Легенда» и все мы еще встретимся в других уголках нашей страны.
9 день.
Длительные переходы каждого авто экипажа из гостей «у Рюрика» восвояси, «до дому, до хаты». Спасибо организатору Славянину (М. Г. Белогуров) за интереснейшую в познавательном плане авто экспедицию «В гости к Рюрику» по древним крепостям и монастырям Северо-Запада Руси-России нашей!